В России ключевым предприятием по изготовлению систем подачи топлива и запчастей для дизельных автомобилей является компания «ЯЗДА». Сегодня фирма считается основным производителем оборудования для техники, работающей на солярке. На данный момент ряд систем от «АвтоВАЗ», КамАЗ, Алтайдизель, ЯМЗ, ММЗ и ЗМЗ оборудуется продукцией Ярославского завода.
Предприятие занимается активным изготовлением всех элементов и узлов систем подачи топлива, включая:
Продукция изготавливается для систем нескольких экологических стандартов, основным из которых является Евро-3.
Выполнение установленных требований и норм относительно рядных или V-образных моторов достигается топливными системами ЯЗДА с электрорегулятором. Правила прописываются в ЕЭК ООН №49.03. Это основной стандарт для Евро-3. За счет электрорегулятора обеспечивается контроль над:
Изделия стандарта Евро-3 устанавливаются преимущественно на ЯМЗ, КамАЗ и ММЗ, выпуск которых продолжается сегодня.
Основной конструктивной особенностью систем подачи топлива является наличие поворотного механизма в ТНВД для регулирования рейки. За счет этого обеспечивается цикловая подача горючего (до 21 см) и давление при впрыске горючего (до 1331 атм). При этом в системах Евро-3 используется микропроцессорный ЭБУ50.3763 и датчики:
Также в системе используется датчик контроля температуры топлива и ряд дополнительных контрольно-измерительных приборов вне топливной системы.
К семейству относятся ТНВД с вертикальным, рядным положением плунжерных пар с 6-8 секциями. Между данными секциями устанавливается расстояние в 4 см. Подобные ТНВД используются на двигателях с рабочих объемом каждого цилиндра не более 1,86 литра. При этом мощность не должна превышать 50 л.с в одном цилиндре. В таком случае цикловая подача горючего достигает максимум 205 куб.мм. ТПС «Компакт-40» устанавливаются преимущественно на ЯМЗ.
***
В ТНВД с угловым расположением плунжерных пар относительно друг друга используется до 8 секций, расстояние между которыми составляет 3,6 см. Такие ТНВД устанавливаются совместно с V-образными моторами с объемом одного цилиндра до 2000 куб.см и мощностью каждого не более 47,5 л.с. Для таких систем максимальная цикловая подача горючего составляет 202 куб.мм.
***
Данные ТНВД имеют рядное, вертикальное положение плунжерных пар с 4-6 секциями, расстояние между которыми составляет 3,2 см. Такие насосы используются совместно с дизельными моторами, обладающими объемом цилиндра до 1500 куб.см. с мощностью на каждый не более 40,8 л.с. ТНВД семейства «Компакт-32» обеспечивают цикловую подачу горючего до 160 куб.мм при максимальном давлении в 445-1085 атм.
В качестве регулятора вращения на таких ТНВД используется механический одно- или всережимный контролер. Характеристики скорости мотора формируются корректорами прямого и обратного типа, а также корректором наддува. Такая система имеет сертификацию для установки на двигатели ММЗ по стандарту Евро-2.
***
К серии относятся ТНВД, имеющие рядное расположение плунжерных пар. Количество секций здесь варьируется в пределах 6-12. Расстояние между секциями составляет 4 см. Данные насосы устанавливаются совместно с двигателями, у которых рабочее давление в цилиндре не превышает 68 л.с., а объем цилиндра находится в пределах 1850 куб.см. За счет данных особенностей достигается цикловая подача горючего до 230 куб.мм и давление впрыска до 1185 атм.
Регулировка вращения осуществляется по такому же принципу, как и в семействах «Компакт-32». Модель получила широкое применение на техники с двигателями от «Автодизель» со стандартом Евро-2.
***
ТНВД с V-образным исполнением данной серии имеют от 6 до 12 секций, расстояние между которыми составляет 3,6 см. Устанавливаются с дизельными или газодизельными моторами, объем цилиндров которых находится в пределах 2000 куб.см, а мощность не более 47,5 л.с. Благодаря этому, достигается цикловая подача горючего до 180 куб.мм и давление при впрыске в пределах 590-1280 атм. Основными представителями семейства являются модели 337-20 и 324. Устанавливаются преимущественно на автомобили КамАЗ и «Автодизель» со стандартом Евро-2.
Агрегаты с рядным расположением плунжерных пар. Имеют открытую боковую крышку. Дозировка горючего осуществляется золотниковым методом. В конструкции ТНВД имеется собственный кулачковый вал, а также всережимный регулятор с корректорами вращения прямого и обратного типа. Также в системе присутствуют топливоподкачка, топливпрокачка и МОВ. Используется с моторами, объем цилиндра которых не превышает 1860 куб.см и мощности в 42 л.с. Используется преимущественно на ЯМЗ. Допустимая температура эксплуатации от -50 oC до +60oC и влажности воздуха в 97% при 25oC.
Модели ТНВД | к-во секций в ТНВД | Диам/ ход плунжера | Номинальн. подача цикла, мм3 | Типы регуляторов | № форсунок | виды двигателя | N ном., л.с. При мин -1 | стандарты евро экологии и техника |
323-11 | 6 | 11*13 | 130-134 | механика все режимы | 267-02 | ЯМЗ-236НЕ-6, -18, -24 | 230*2100 | Евро-1 нормы автобус: ЛАЗ, ЛиАЗ -5256 |
324-10 | 6 | 12*13 | 160-165 | механика все режимы | 267-10 | ЯМЗ-236НЕ-6, -12, -15, -16, -28, -31 | 230*2100 | Евро-2 нормы автобус: ЛиАЗ -5256, Неман, ЛАЗ |
324-10.01 | 6 | 12*13 | 160-165 | механика все режимы | 267-10 | ЯМЗ-236НЕ2-3, -24, -37 | 230*2100 | Евро-2 нормы и правило №96-01. техника: Урал -43206, -4320-40, -43203-41, -5557-40, -44202-41, вахтовик автобус Урал-3255-41, -325512, -32552-47; автобус Неман |
33-02 | 8 | 9*10 | 73-74,5 | механика все режимы | 33-03 | 740.10 | 210*2600 | авто: КамАЗ -5320, -5410, -5511, -54112, -55102, -4310, -43101; "Урал-4320", ЗИЛ-133ГЯ |
33-10 | 8 | 9*10 | 76-77,5 | механика все режимы | 271-02 | 740.10-20 | 220*2600 | авто: КамАЗ -43101, -4326, -54112, -55111, -5320, -5410, -53213, -53202, -431017, -551107, -55102, -551027, -541027, -541007, -551117, -431017; "Урал-43207"; ЗИЛ-133Г |
334 | 8 | 9*10 | 95,5-97 | механика все режимы | 271-02 | 7403.10 | 260*2600 | груз: КамАЗ -43114, -4326-01, -43118-0, -53228-01, -55111-01, -43101-01, -53229-01, -53212-01, 54112-01, 53211-01, -53213-01; ГАЗ-5903 |
332-30 | 8 | 10*11 | 74,5-78 | механика два режима | 272-02 | 7408.10 | 195*2200 | Автобус ЛиАЗ -5256 |
336-20 | 8 | 11*13 | 93-97 | механика один режим | 273-31 | 740.19-200 | 200*1500 | дизельный генератор д/г |
336-20.21 | 8 | 11*13 | 136-140 | механика один режим | 273-31 | 740.58-300 | 300*1500 | дизельный генератор д/г |
337-20 | 8 | 11*13 | 104-108 | механика все режимы | 273-20 | 740.30-260 | 260*2200 | Евро-2 нормы и правило №96-01. авто: КамАЗ -65115, -65116, -65117, -6540 |
337-20.03 | 8 | 11*13 | 132-137 | механика все режимы | 273-20 | 740.51-320 | 320*2200 | Евро-2 нормы и правило №96-01. авто: КамАЗ -6520, -6522 |
337-20.04 | 8 | 11*13 | 147-152 | механика все режимы | 273-20 | 740.50-360 | 360*2200 | Евро-2 нормы и правило №96-01. авто: КамАЗ -6360-06. -6460-06, -5360-06, -5460-06 |
337-20.05 | 8 | 11*13 | 99-103 | механика все режимы | 273-20 | 740.31-240 | 240*2200 | Евро-2 нормы и правило №96-01. авто: КамАЗ -55111-02, -65115, -53212-02, -54112-02, 54115, -53215, -53205-02, -53213, -53202, -53229-02, -54105-02, -53228-02, -4326, -4350 |
337-40 | 8 | 11*13 | 94-98 | механика все режимы | 273-31 | 740.11-240 | 240*2200 | Евро-1 нормы, техника: КамАЗ -55111-02, -65115, -53212-02, -54112-02,-54115, -53215, -53205-02, -53213, -53202, -53229-02, -54105-02, -53228-02, -4326, -4350 |
337-40.01 | 8 | 11*13 | 106-110 | механика все режимы | 273-31 | 740.22-240 | 240*2000 | нормы и правило №96. Комбайн Дон 1500 |
337-40.02 | 8 | 11*13 | 85-89 | механика все режимы | 273-31 | 740.12-210 | 210*2200 | нормы и правило №96. Трактора Т -150К, ХТЗ -170, IFA, кормоизмельчитель |
337-42 | 8 | 11*13 | 103-107 | механика все режимы | 273-20 | 740.13-260 | 260*2200 | Евро-2 нормы Авто: КамАЗ -43118, -44108, -65111, -6540 |
337-42.01 | 8 | 11*13 | 104-108 | механика все режимы | 273-31 | 740.22-240 | 240*2000 | нормы и правило №96. Комбайны Дон-1500 |
337-42.08 | 8 | 11*13 | 94-98 | механика все режимы | 273-31 | 740.11-240 | 240*2200 | Евро-1 нормы грузовые: КамАЗ -55111-02, -65115, -53212-02, -54112-02,-54115, -53215, -53205-02, -53213, -53202, -53229-02, -54105-02, -53228-02, -4326, -4350 |
337-50 | 8 | 11*13 | 132-137 | механика все режимы | 273-20 | 740.56-320 | 320*2200 | Автомобиль Мустанг |
337-70 | 8 | 11*13 | 94-98 | механика два режима | 273-20 | 740.11-240 | 240*2200 | Евро-1 нормы Автобусы: ПАЗ -5272, НефАЗ -5297, ЛиАЗ -5256 |
337-71 | 8 | 11*13 | 103-107 | механика два режима | 273-20 | 740.30-260 | 260*2200 | Евро-2 нормы Автобус: НефАЗ -5297, ЛиАЗ -5256, ПАЗ -5272 |
337-71.01 | 8 | 11*13 | 99-103 | механика все режимы | 273-20 | 740.31-240 | 240*2200 | Евро-2 нормы и правило №96-01, Авто: КамАЗ -55111-02, -65115, -53212-02, -54112-02, -54115, -53215, -53205-02, -53213,-53202, -53229-02, -54105-02, -53228-02, -4326, -4350 |
***
Агрегаты с рядным расположением плунжерных пар. Имеют открытую боковую крышку. Дозировка горючего осуществляется золотниковым методом. В конструкции ТНВД имеется собственный кулачковый вал, а также всережимный регулятор с корректорами вращения прямого и обратного типа. Также в системе присутствуют топливоподкачка, топливпрокачка и МОВ. Используется с моторами, объем цилиндра которых не превышает 1860 куб.см и мощности в 42 л.с. Используется преимущественно на ЯМЗ. Допустимая температура эксплуатации от -50 oC до +60oC и влажности воздуха в 97% при 25oC.
***
Данные изделия от ЯЗДА отличаются экономичным расходом топлива, высокой мощностью и соблюдением современных экостандартов (Евро-2 и Евро-3). Форсунки устанавливаются на двигателях КамАЗ, ТМЗ, ЯМЗ и ММЗ. Благодаря инновационным решениям и современным технологиям производства, форсунки обеспечивают стабильные рабочие характеристики. Их легко обслуживать в техническом плане. Сегодня изделие производится в нескольких вариациях с диаметром от 21 до 25 мм.
***
В зависимости от экостандарта, качество распылителей компании отличается. Оно также зависит от экономических показателей, рассчитанных при разработке дизельного мотора. Современные конструктивные технологии обеспечили высокую точность рабочих характеристик. Продукция ЯЗДА соответствует высоким требованиям и подходит для стандартов Евро-2 и Евро-3.
***
Изделия изготавливаются с учетом особенностей ТНВД и их применения совместно с двигателями. Все плунжерные пары от ЯЗДА обеспечивают:
Качество и надежность плунжерных пар определяется их конструктивной особенностью. Также в каталоге ЯЗДА имеются клапанные пары.
Предприятие производит изделия диаметром в 6-20 мм с учетом серии насосов. Широкий спектр производства обеспечивает большое разнообразие конструкций. В ассортименте имеются плунжеры с отсеченными или несколькими кромками. Они позволяют более эффективно контролировать угол опережения впрыска во время нагрузки.
Сегодня предприятие не только освоило изготовление серийных изделий для вышеуказанных марок автомобилей, но и взялось за производство аналогов плунжерных пар для импортных ТНВД (MAN, TATRA, Mercedes и прочие).
обозначение плунжерной пары | Диаметр/ макс. ход плунжера, мм | Ставится на ТНВД | Применяется на технику |
33.1111074-01 | 9х10 | 33-02, 33-10, 334, 338, 338-10, 338-20, 338-30, 338-40, 339, 339-10 | Двиг. КамАЗ-740.10, -7403 |
332.1111150 | 11*11 | 332-30 | Двиг. КамАЗ |
337.1111150-11 | 11*13 | 337.40 и модиф. | Двиг. КамАЗ |
337.1111150-21 | 11*13 | 337.20, 337.50 и модиф. | Евро-2, авто КамАЗ |
337.1111150-31 | 10*13 | 337-80.01 | Евро-2, авто КамАЗ |
771.1111150 | 10*12 10*10 | 772, 773, 773-40, 774, 776, 363.40 | Автобус ПАЗ, авто ГАЗ, МТЗ, дизельный генератор |
175.1111150-11 | 12*14 | 133, 135, 173, 175 | авто МАЗ, КрАЗ |
421.1111150-30 | 12*12 | 421; 441 | БелАЗ, МоАЗ |
60.1111073-01 | 9*11 | 801.5-11, 804.7-21 | авто КрАЗ, МАЗ, МоАЗ |
60.1111073-11 | 10*11 | тип 60, 80, 90 | авто КрАЗ, МАЗ, МоАЗ |
60.1111074-22 | 9*11 | 804.7-21, 807.5-11, | Двигатель ЯМЗ |
60.1111074-31 | 10*11 | типы 60, 80, 90 | авто МАЗ, КрАЗ |
H01.1111150-01 |
9*10 | 4УТНМ, 4УТНИ, 2УТНМ, 2УТНИ, 3УТНИ | авто МТЗ, ЮМЗ |
324.1111150-01 | 12*13 | 324.10-01, 324-20 | Двигатель ЯМЗ |
17.1111150 | 12*14 | 17, 171, 172, 174, 185 | Двигатель ТМЗ, ВгМЗ, ЯМЗ |
17.1111150-10 | 12*14 | 172-10 | Двигатель ВгМЗ |
771.1111150-10 | 11*12 | 363-41, 77-20, 776, 366 | авто МАЗ, ГАЗ, дизель-генератор |
136.1111150 | 12*14 | 136, 179 | Двиг. ЯМЗ Евро-3 |
176.1111150 | 12*14 | 176, 186 | Двиг. ЯМЗ Евро-2 |
***
В ассортименте данной категории продукции от ЯЗДА насчитывается более 10 основных моделей клапанных пар. При этом все изделия разделяются по конструктивным особенностям. В каталоге имеются пары нагнетательных клапанов с двумя типами направляющих:
В зависимости от объема разгрузки и типа коррекции, можно подобрать оптимальный вариант для стандарта Евро-2 или Евро-3.
обозначение клапана | Типы / диаметр направляющих, мм | Разгрузочный обьем, мм | Диам. корректирующего отверстия, мм |
33.1111102-10 | Цилиндрическая /6 | 60 | 0,3 |
337.1111220-40 | Перьевая / 7 | 60…100 | 0,3 |
323.1111220-10 | Перьевая / 7 | 0 | |
901.1111102-11 | Цилиндрическая / 6 | 60…63 | 0,45 |
901.1111102-21 | Цилиндрическая / 6 | 60…63 | 0,3 |
901.1111102-41 | Цилиндрическая / 6 | 60…63 | 0,45 ( 2отв ) |
901.1111102-01 | Цилиндрическая / 6 | 60…63 | 0,45 |
14.1111220 | Цилиндрическая / 8 | 0 | |
421.1111220 | Цилиндрическая / 9 | 90…93 | 0,34 |
17.1111220 | Цилиндрическая / 9 | 117…120 | 0,34 |
17.1111220-10 | Цилиндрическая / 9 | 137…140 | 0,34 |