Особенности ремонта топливных насосов высокого давления
В ходе эксплуатации ТНВД со временем возникает ряд проблем, влияющих на характеристики и функциональность топливной системы. Некачественное топливо, загрязнение магистралей и другие недостатки становятся причиной снижения срока службы насоса и его надежности. В ряде случаев для восстановления работоспособности агрегата требуется провести ремонт с заменой деталей. Существует три типа ремонта:
- профилактический;
- частичный;
- капитальный.
Периодическое проведение диагностики помогает выявить недостатки в работе ТНВД и устранить их на начальной стадии. Это позволяет сократить расходы на покупке новых запчастей и исключить серьезные поломки. Данный вид работ относится к профилактическим. Также поддержания работоспособности можно добиться за счет использования присадок, которые добавляются в топливо, обеспечивая очистку топливных систем и цилиндров двигателя.
К частичному ремонту относится замена определенных деталей, вышедших из строя. Наиболее часто поломкам подвергаются плунжерные пары, клапаны и другие детали. В некоторых случаях восстановление запчастей помогает вернуть первоначальную функциональность без изменения рабочих характеристик. В других ситуациях требуется замена деталей на новые.
Если ТНВД имеет серьезные проблемы, которые не устранить стандартными действиями, потребуется выполнить капитальный ремонт. Для этого проводится ряд мероприятий по восстановления элементов насоса. Весь процесс осуществляется с использованием специальных инструментов и оборудования.
Когда необходимо проводить ремонт ТНВД?
При возникновении определенных проблем, работа топливной системы сильно затруднена. Из-за этого могут снизиться характеристики и функциональность машины. К основным недостаткам, требующим устранения, относятся:
- повышенный расход топлива;
- отсутствие или затруднение подачи горючего к форсункам;
- возникновение протечек из насоса;
- наличие посторонних шумов;
- неравномерная работа двигателя;
- повышенный выхлоп дымов;
- неправильное реагирование двигателя на нажатие педали акселератора.
При выявлении данных недостатков рекомендуется проводить восстановление плунжерных пар в максимально короткие сроки, чтобы исключить возникновение серьезных проблем и дорогостоящего ремонта.
Порядок проведения ремонта
В случае с ТНВД провести восстановительные работы по желанию не получится. Агрегат отличается сложным устройством, а некоторые признаки не дают точного представления о неисправностях. Поэтому весь процесс разделяется на несколько этапов:
- Диагностика. На отечественной технике не присутствуют бортовые компьютеры, которые отображают ошибки в системах. Поэтому для точного установления причины поломки потребуется выполнить проверку на специальных стендах. Это обязательная процедура, поскольку ряд симптомов неполадок может заключаться в неисправности других узлов топливной системы.
- Демонтаж. Выполнить ремонт не снимая ТНВД с автомобиля невозможно, поэтому его необходимо демонтировать. При этом для снятия насоса может потребоваться удаление ряда фильтров и электроники.
- Разборка. Сложный процесс, при котором потребуется использоваться ряд специальных инструментов. Современные ТНВД имеют более сложное устройство. Это относится к насосам с электронным управлением. Такие агрегаты устанавливаются сегодня в большинстве случаев.
- Сборка. После замены неисправных деталей или устранения неполадки, производится сборка с заменой старых прокладок и уплотнителей. Они должны меняться после каждой разборки ТНВД, поскольку теряют свои эксплуатационные свойства после первого применения.
Без наличия глубоких знаний об устройстве топливных насосов в дизельных системах, выполнить его ремонт крайне сложно. Если агрегат нуждается в капитальном ремонте, потребуется также профессиональное оборудование, поэтому стоит доверить работу специалистам.
Пошаговая инструкция по разборке
Если вы решили самостоятельно выполнить ремонт ТНВД, необходимо следовать строгой инструкции. После снятия насоса разборка выполняется в следующем порядке:
- из плунжерной пары выкручивается штуцер топливной магистрали;
- снимается нагнетательный клапан;
- проверяется правильность плоскости клапана (если она нарушена, требуется замена);
- снимается управляющий соленоид (также заменяется при неисправности);
- проводится чистка фильтра на соленоиде (при необходимости);
- демонтируется крышка насоса;
- снимается датчик положения вала;
- вынимается плунжерная пара (при необходимости заменяется уплотнительное кольцо);
- достается кулачковая шайба из отверстия от плунжерной пары (при износе заменяется);
- извлекаются роликовые кольца и сами ролики (расположены под шайбой);
- снимается крестообразная шайба между роликами;
- демонтируется актуатор крышки регулятора и сам регулятор впрыска;
- вынимается штифт, корпус роликов и вал насоса;
- извлекается поршень регулятора впрыска.
На данном этапе разборка ТНВД завершается и все допустимые к замене детали извлечены. В процессе стоит проверять выработку всех уплотнителей и выполнять их замену при износе.
Процесс сборки
Несмотря на более сложную работу, сборка выполняется в обратном порядке с заменой главных прокладок. Они продаются ремкомплектами вместе с уплотнителями, поэтому поиск не должен быть затруднительным. Однако стоит учитывать следующие особенности сборки:
- при закручивании шпилек, необходимо соблюдать указанное количество щелчков с определенной силой (лучше проводить работу динамометрическим ключом);
- перед сборкой стоит произвести чистку внутренностей ТНВД, в особенности нижней части, где скапливается большое количество отложений;
- необходимо точно соблюдать отметки ГРМ (они указываются точками или черточками на валах и кулачках в соответствии с метками на двигателе).
Несоблюдение требований при сборке может послужить причиной появления новых проблем. Поэтому при недостатке знаний лучше доверить работу специалистам, что сократит ваши расходы на сопутствующих поломках и поможет добиться восстановление ТНВД и функциональности.